iamyou – Частина Друга

Как записать современную актуальную музыку, не корчащуюся в попытках угнаться за популярными трендами, которую при всем богатстве словарного запаса, сложно отнести к какому-то определенному жанру, а выдумывать что-то новое с приставкой «пост-» и «фьюче-» кажется пошлостью и дурновкусием? Как добиться звучания, имея музыкальное образования, не ударяясь в высоколобость, при этом, не проваливаясь в бездну клише минимализма на угоду публике? Как записать альбом, который критики признают главным событием в электронной музыке целой независимой страны? Все просто – нужно быть iamyou.

Украинская группа не заискивает перед соседями, насыщенные чувственные песни, где в стройное звучание, экспериментирующее с интимной тишиной и не боящееся пошуметь по возможности, органично впаяна українська мова в качестве еще одного полноценного музыкального инструмента. Да простит меня преобладающая мужская часть коллектива, но половина успеха песен iamyou лежит на хрупких плечах и обворожительном голосе Марты Ковальчук, способном быть беспристрастным, даже безучастным на секунду, чтобы воспылать с новой силой уже в следующую минуту.

Современность, упомянутая в самом начале, это первая ассоциация, поскольку подобная музыка раздается в пространстве, когда выключено радио и замолкают советчики. Частина Друга звучит очень уместно в нынешнем пятилетии, просто в отличие от своих коллег, копирующих сиропный гэридж и опирающихся на басовиту разухабистую музыку, играющую на эмоциях, ребята из iamyou вдохновлялись совсем другими людьми и идеями, делая ставку на чувства. Слезливость, готовая в любой момент разорвать обидчику глотку, в духе медленных песен дебютника Yeah Yeah Yeahs у “Відверто”; трип-хоп Portishead, который подобрали с морозной улицы, завернули в плед и всучили кружку коньяка, в “Синтез кольорів”; шинковка вокала и его пересобирание, которым промышляла Grimes на своем первом альбоме, в “К’янті”; гнетущий эмбиент “Червоний вогонь” и расстреливающая ударная партия заглавного трека, изъятые из вселенной, выстроенной саундтреками Трента Резнора и завершенной проектом How to Destroy Angels; ласковая и податливая, как “гении” эплстора поздний Radiohead, гитарная линия “Амбівалентність” – все это вместе звучит совершенно монолитно, песни находятся в уютном соседстве друг с другом и ведут себя как равные.

Я не случайно перечислил такое количество известных музыкантов, поскольку главным достоинством альбома является его непохожесть на все изложенные сравнения. Можно заметить цитирование, реверансы в сторону, похожесть конструкций, но невозможно упрекнуть в том, что “где-то это уже было”. Вся музыка уже где-то была, важнее то, как ты ее слышишь у себя в голове: своими собственными ушами или через призму восприятия, навязанную или приобретенную, от других. Можно сказать с полной уверенностью, у iamyou своя голова на плечах. И со слухом все в порядке.

Пока одни молодые современники ищут чего бы отрезать, да где бы “прибавить лоуфая и треска” своим песням, записанным не на магнитофон и выпускаемым не на виниле, Частина Друга, кажется эдаким тяжеловесом. Представьте себе титановый шар, брошенный в хрустальный бокал, доверху заполненный шампанским. “Кто это сделал?”, “зачем?” и “почему?” – вопросы не требующие ответа, здесь важнее наблюдать за результатом. Кто-то издаст резко-негативное и авторитетное “фе!”, а кто-то ничего не поймет и отвернется, другой проведет у бокала несколько часов и повторит дома, в своей одинокой пыльной хрущевке, третий начнет вопрошать: “это инсталляция или перфоманс?”, а десятый назовет это шедевром на все времена и выкупит за много килограммов денег. Такова сила искусства.

Что особенно приятно, альбом распространяется совершенно бесплатно и не имеет поддержки какого-либо лейбла, что, однако, не помешало попасть ему во всевозможные топы и рейтинги прошлого года, благодаря любви поклонников, пишущих-рассказывающих-хвалящих, и исключительности собственного таланта.

Смелее! Будь первым, напиши комментарий.