Liars — Mess

Наша оценка

История грехопадения в хорошем смысле, из канавы грязного гаражного нойз-рока первых альбомов к полупрозрачной электронике-без-души предыдущего творения Liars WIXIW своей искренней наивностью и непосредственностью напоминает старую сказку о золушке – парни приехали на какой-то заумный электронный фестиваль со своими гитарами и барабанами, почувствовали себя лохами среди ботанов, задумчиво втыкающих штекеры в модульные синтезаторы и недолго думая променяли всю имеющуюся в туровом автобусе рок-атрибутику на инструменты, управление которыми заключается исключительно в нажимательстве на кнопки и эффектном высокомерном скольжении кончиком пальца, опущенного на рычажок фейдера. Результат оказался более чем оправданный – синтетический WIXIW (о котором на этих страницах не было сказано, кажется ни слова – ай-яй-яй) звучал органичней, честнее и интереснее любой гипотетической комбинации из гитары, баса и ударных, которую только мы могли бы себе представить на том месте, где когда-то Лжецы громыхали этим инструментарием со всей душой. Mess, о котором речь пойдёт сегодня – прямой, но всё же не столь очевидный потомок вновь обретённой идентичности наших героев. Золушка не только не выдала своей простолюдинской сущности, при попытке зачекиниться на балу повторно после полуночи, более того – она уверенно примерила на себя статус резидента, ужравшись малиновым дайкири и отплясывая на барной стойке под прямую бочку.

Сомнения в том, что Liars будут продолжать заниматься максимально электрифицированной музыкой после предыдущего альбома и последних туров, в котором их можно было ненароком спутать с обкислоченными Крафтверк, не было ни у кого, вопрос стоял в том, какое именно направление из всего их имеющегося многообразия они выберут. Итог оказался в той же степени неожиданным, в какой и легитимным; если альбом 2012 года, несмотря на густо синтезированный саунд постоянно просвечивал какой-то пост-панковской хрупкостью, всполохами ли бас-гитары или ревербом всплывающих из музыкального тумана обрывков фраз, и звучал как деликатная и предельно человечная пульсация, вздрагивание живого сердца в молодой груди, к которой ты примкнул любопытствующим ухом, то Mess — это возведённый в высшую степень и пропущенный через стремящуюся к + бесконечности цепь дисторшенов стук стетоскопа, многократно усиливающий тот самый угасающий пульс. Там где на прошлых альбомах группы кричали готичные вороны, теперь нет места живым тварям – только механический голос, только, может быть, фантомные крики одиноких чаек, кружащих над огромным портом, где индустриальные краны и машины выполняют какие-то бесчеловечные немузыкальные работы, отзвуки которых ты вынужден слушать просто потому, что тебе некуда скрыться от них. Дух Тома Йорка, о котором так часто упоминали в контексте предыдущего альбома? Ха, теперь он изгнан распятием, ввинченным в раструб отбойного молотка самого Бенни Бенасси (чур меня) – Liars больше не хотят знать, что такое пульсация – они крепко выучили, что такое марш. Вилки питания их синтезаторов, кажется, теперь вогнаны в саму сырую землю, вбиты пневмо-молотом в железобетон, который, если бы он мог выть на луну порами пузырьков воздуха, звучал бы как трек «Vox Tuned D.E.D.» Голос Ангуса, вываренный в поту рабочих фабрики по производству Неведомых Железных Хуёвин, звучит как рупор порядочно съехавшего со всех возможных катушек пост-апокалиптического проповедника из общины удолбанных техно-варваров; залипание порубленных на кусочки сэмплов звучат так, словно они созданы не искусственно, а выросли прямо во рту у солиста. В какой-то момент кажется, что, во-первых, этот альбом отпечатан на дисках для болгарки, а, во-вторых, при должной степени нагрева на этих дисках проступает лучезарный лик молодого Эла Йоргенсена и ставит происходящему лойс, впадая в очередную алкогольную кому.

Конечно, кроме изобретательно исполненного, бывшего изначально угловатым, а ставшего скруглённым EBM-ривайвла, есть на альбоме и более классические номера, в которых угадываются, всегда, впрочем, остающиеся самими собой, Liars. Вибрирующий, томительно незавершённый и стимулирующий какое-то шестое чуть извращенное чувство саспенс подвешенной в невесомом вакууме «Can’t Hear Well» с угрюмым бормотанием надувающего щёки Ангуса, тяготеющие к столкновению с землёй и крушению под собственной тяжестью дроны и фидбеки Perpetual Village и Left Speaker Blown, которая, словно в ответ былой хрупкости музыкальных конструкций, филигранно выточенных изо льда, нанизана на стальные пруты замаскированной в облаках басовой секвенции, вокруг которой, отдавая дань памяти собственному полёту в последнем пике, кружат захваченные неведомой террористической организацией боинги, перед тем как превратить в полыхающий ад сотни этажей стеклопластика и деловых костюмов. Но этого мы не услышим, это осталось где-то снаружи. Mess уверенно захватывает пальму первенства среди альбомов, намертво приковывающих внимание к шероховатым деталям, запланированным соскокам – как музыкальные улики грандиозного шумового преступления, обрывки эхо, всхлипы мертворождённых аккордов и поглощающие сами себя дорожки, доверху заполненные нечитаемым гулом и шорохом складываются в неопровержимое доказательство, в аттестат зрелости, в элегантный и чудаковатый, в конце концов, свитер, связанный из мотка цветных нитей с обложки (эта метафора была неизбежна, давайте посмотрим правде в глаза). Сыгранные рукою человека с мышлением то ли ребёнка, то ли гения органные портаменто в «I’m No Gold» с каждым новым накатывающим прибоем будут подсказывать тебе, что всё происходящее здесь – не то, чем кажется.

При всей этой способности вовлекать и затягивать в себя, альбом в последнюю очередь можно обвинить в навязчивости или стыдливом заигрывании со слушателем, к которой часто скатывается излишне детализированная электроника, теряющая способность удивлять непринуждённо; Mess, не стесняясь быть гротескным или смешным, постоянно то раздуваясь, как китайская гирлянда с добрыми драконами, то скукоживаясь, как гроздь музыкального изюма, звучит как запевшая охапка пёстрой пряжи – каждая ниточка сама по себе тонка и беззащитна, но вместе они переплетаются в веник корабельный канат, завязанный морским узлом.

Я даю этому релизу:
8.7 из 9.3

Этот альбом слишком грамотно скроен, чтобы не замечать твоего присутствия, но слишком себе на уме, чтобы приветливо помахать рукой, поэтому, максимум, он незаметно тебе подмигнёт из вежливости, приглашая раствориться в нём полностью, ведь ты так давно стоишь на пороге и зачарованно не можешь решиться.

1 Comment

  • Ответить Апрель 25, 2014

    poizzenapple

    немного напыщенно, но все верно )
    хорошее ревью, спасибо )

Смелее! Скажи нам всё, что думаешь.