Eomac — Spectre

Наша оценка

Есть у меня в комнате маленький уголок идолопоклонничества (знаю, грешен), где среди прочих расположена статуэтка, на которой десертным ножиком выцарапано слово «eomac». Ирландец Ян Макдоннелл заслужил этой чести только по той причине, что при всех своих навыках в создании интересной музыки, балансирующей на грани между актуальностью и интеллектуальностью, находится ниже радаров и не попадает в поле зрения хищных акул пера, охочих до всего свежего и сочного с целью обласкать, разорвать на куски и вогнать своим «можно и лучше» в трендовые рамки.

Eomac уже давненько находится под моим пристальным вниманием. Выдавая сумрачное мелодичное звучание в дуэте Lakker, сладковатый танцевальный гэридж вперемешку с глитчевым техно в сольном альбоме Tabula Rasa , выпущенном самиздатом, или отправляясь в последующие IDM-дебри Eomac оставался на отшибе, но приковывал интерес к своей персоне посредством разнообразия и адекватности, будто вся шумиха первых полос проходит вообще мимо и не представляет для музыканта нулевую ценность. В нынешнем году случился некий переломный момент, музыка Яна приобрела серьезность и собранность, которая влюбляла в себя с первых же нот ремикса на трек «Third Law» от Metrist, усиливая обезоруживающий эффект в переработке Lucy «The Self As Another», и нанося прямой точечный удар треком «Containing a Thousand», после чего я объявил полнейшую капитуляцию, склонил голову и поплелся за музыкантом по пятам, преодолевая вместе с ним все невзгоды и радость в долгом путешествии к вершине Олимпа. С выходом альбома Spectre пришло осознание, что идти осталось недолго.

Eomac перелистнул страницу и продолжает исследовать выносливость музыки, растягивая, замедляя и разминая руками, будто это кусок мягкой глины. Он избавился от любого намека на веселье и беззаботность, оставив пару приветливых звуков с нахмуренным бровями, которые кажутся скорее сарказмом, чем желанием развлечь толпу. Spectre гудит и спотыкается, клокочет и медленно тяжело шагает, оставляя в асфальте заметные трещины, на смену множественности искрящейся синтетической резвости пришла размеренность и задумчивость; можно сказать, что альбом вышел из ночного клуба (пусть довольно-таки странного и искривленного) и отправился домой через темные подворотни городских индустриальных районов. Теперь это музыка не для подёргивания конечностями в такт, а для вдумчивого ознакомления и, желательно, с предварительным закрытием входной двери на все имеющиеся замки.

Spectre примечателен в первую очередь тем, что не состоит из очевидных элементов – обходя стороной привычные техно, дабстеп, переродившийся джангл и различные граймовые интерпретации, он перепаивает их в нечто абсолютно новое, что, однако, не звучит как бессмысленный набор звуков и желание поразить широким кругозором. Ян понимает, что изобретением велосипедов занимаются невежды, а ему приходится работать с тем, что осталось от других, а потому при желании можно найти отголоски выдающихся артистов, внесших свой вклад в развитие современной электроники. Архитектура «Deeva» напоминает о великом потрошителе фанка Mr Oizo, асфиксическая «Rainmaker» и заглавная шаркающая «Spectre» вполне могли бы затеряться в дискографии Энди Стотта, открывающей мощной «SU Riddim» загордился бы даже Perc, а «Yóu Hún Ye Gui» присвоил Shed, пока никто не видит. Тем не менее, альбом обладает ярко выраженной концепцией, не разваливается на части, не отступает с выбранного пути и комфортно чувствует себя будучи самобытным произведением. Порой он нагнетает тревожную атмосферу, пробегает холодком по жилкам, оглушает звенящим нойзом, либо вовсе швыряется в слушателя басовитыми снарядами, но тут стоит отдать должное – до угнетающей чернухи дело не доходит.

При всей своей темной многоплановости, альбом не имеет ярких зубодробительных хитов, что в ином случае стало бы поводом для разноса в пух и прах, но в масштабах Spectre, который плавно движется от начала до самого конца, а после зацикливается по кругу, отсутствие выпячивания идет только на пользу. Музыка той породы, в которой нет ничего особенного, но начав слушать, не остановишься до самого конца, без переключений и пауз. Такое впечатление, будто он скользит в голове как тот фигурист, откатывающий произвольную программу и выдающий с каждым разом все более захватывающие и сложные трюки. Что для этого нужно? Всего лишь навострить уши и притвориться, будто ты единственный выживший. Пейзаж, сюжет, катарсис и кульминация — все это второстепенное, главное найти час времени, остаться наедине с музыкой, всеми ее шорохам, скрипам и треском, которые поведают о том, почему другие люди совершенно не нужны вашей интимной компании.

1 Comment

  • Ответить Май 30, 2014

    Сергей Севрюгин

    Прямо как Гороховский обзор получился: «примечателен в первую очередь тем, что не состоит из очевидных элементов»; «гудит и спотыкается, клокочет и медленно тяжело шагает, оставляя в асфальте заметные трещины, на смену множественности искрящейся синтетической резвости пришла размеренность и задумчивость; можно сказать, что альбом вышел из ночного клуба (пусть довольно-таки странного и искривленного) и отправился домой через темные подворотни городских индустриальных районов»

    :) С удовольствием почитал. А музыка чудесная! Мне даже чем-то последнего Burial и Black Dog серию EP Dogma напоминает.

Смелее! Скажи нам всё, что думаешь.