Когда пять лет назад я начинал Электрокружок, то даже представить себе не мог, что однажды удостоюсь чести написать рецензию на новый релиз Aphex Twin. Расписывать все его заслуги, пропажи, слова и влияние лично на меня – ненужная трата времени; важным остается то, что для тех музыкантов, кому я построил персональный алтарь для поклонения, у меня особые требования. Им не смог соответствовать (на данный момент – я все еще тешу себя надеждой) Tomorrow’s Harvest, но с легкостью отмахнулся Syro, будто усмехаясь: и это высота твоей планки? В отличие от Boards of Canada, которые скорее о дружбе, любви и прочих взаимоотношениях с людьми, Aphex Twin всегда был моим эгоистичным стержнем и выходным восторгом – если дружба, любовь и взаимодействие, то только к самому себе и своими внутренними демонами. И если всему, что касается кого-то еще кроме тебя, нужно подходящее время и соответствующее настроение, то вряд ли твой внутренний мир будет страдать от нехватки впечатлений и переживаний, которые с такой легкостью в последствие ассоциируются с музыкой, вручая ей в то мгновение почетный статус «любимая».
Syro одновременно повествует о прошлом и будущем, являя собой единственное правильное настоящее. За часть прошлого отвечает наше фиксирование на знании о дате создания материала (самый старый трек альбома записан шесть-семь лет назад) из-за чего невольно создается впечатление, что мы не услышим ничего нового – внимание цепляется за знакомые элементы прошлых работ, превращая Syro в некий коктейль из былых достижений. Часть будущего представлена ожиданиями от появления многочисленных подражателей получившегося доступного звука, которые своим существованием укрепят роль Ричарда Джеймса в качестве новатора и распространят молву о богоподобной сущности композитора (да простят меня набожные любители церквей, пожертвований и всего такого). Аксиома до сих пор не нуждается в доказательстве: если вы услышали в музыке Aphex Twin знакомые нотки, ранее замеченные у других, то будьте уверены – Aphex Twin был первым! Фактом настоящего является то, что Syro – это подведение черты, завершение главы и прочие метафоры, произносимые творческими людьми, когда хотят избавиться от накопившихся идей, которые они считают достойными потребителя, чтобы вступить в новый виток созидательной эволюции… Не обошелся я без высокопарности.
Начинаясь как аллюзия на «Windowlicker» с четко выстроенным танцевальным ритмом и знакомой завывающей обработкой вокала, авиалинии имени Ричарда Джеймса, совершающие вылеты только вперед и вверх, начинают немного сходить с ума. Перепады музыкального давления, суета звуков, кажущаяся на первый взгляд бесконтрольной, хаотичное перемещение точки опоры, позволяющей начать выстраивание логической нотной цепочки для понимания мелодии, которой вовсе может и не быть, сброс концентрации и атака новыми компонентами, способными затуманить понимание происходящего. Хотелось бы оставить в стороне весь этот напускной элитизм, но вряд ли неподготовленный слух, взращенный на MTV двухтысячных и отечественными радиостанциями, сможет оценить всю прелесть упорядоченного хаоса, который не имеет конструкции в ее привычном понимании – вступление может обозначить себя спустя минуту звучания, а потом случится сразу три кульминации подряд. Для осознания всей красоты музыкальной палитры, всей той щедрости прогресса в скупом на смысл современном мире, всей притягательности и масштабности, а так же смены правил игры и главенстве одного единственного альбома (пусть не над жанрами и вкусами человечества, но отдельных жизней) не нужно иметь какие-либо специальные познания. Достаточно лишь снять с себя свинцовую броню скепсиса и позволить музыке, словно стремительной безжалостной радиации, проникнуть сквозь плоть, пробить кости и позабавиться с атомами. Распахни руки и растворись в музыке, не анализируя и не изучая процессы, стань с ней единым целым и лишь тогда ты поймешь, что тебе очень сложно вернуться назад.
Syro прекрасен тем, что он обладает качеством, на которое я постоянно обращаю внимание и строго подхожу к оценочным суждениям – это многоразовость. Это махина о миллиарде граней, которая с каждым новым прослушиванием открывается с новой стороны, слух умудряется выхватить новый звук, новую, если будет угодно, точку сохранения, позволяющую нащупать одну единственную ниточку, потянув за которую весь запутанный клубок распускается в стройное пестрое полотно. К чему все эти обороты и аллегории? Ричард вручил нам гениальную мешанину звуков (из которой другие могли соорудить десять монотонных зацикленных на себе альбомов), живую и податливую, при этом, не звуча как какофония. Я не исключаю, что кому-нибудь взбредет в голову случайная мысль, что эксцентричный Aphex Twin насочинял всякого и выбросил во внешний мир на волне ажиотажа вокруг альбома Caustic Window, и если люди не поймут, то это сугубо личностная проблема их самих и их умственных способностей. Вполне жизнеспособная мысль, если бы не одно «но…»: альбом не отгораживается от слушателя, не заставляет его уши кровоточить и не ведет себя вызывающе, наоборот – вполне приветлив и добродушен в «XMAS_EVET10 [120][thanaton3 mix]», залит солнечным светом в «produk 29 [101]», подвижен и игрив в «180db_ [130]», заботлив в «CIRCLONT14 [152.97][shrymoming mix]», джанглово беззаботен в «PAPAT4 [155][pineal mix]» и до умопомрачения нежен в «aisatsana [102]». Ты еще не веришь, что Aphex Twin – твой лучший друг?
Как в старые забытые времена, которые, как тебе казалось, уже никогда не наступят – тебе хочется возвращаться к музыке, хочется каждую свободную минуту проводить с ней, наблюдать за бесконечным развитием, выхолащивать детали и поражаться их цепкости, запоминать ритм, восхищаться плавности голосов, погружаться в многообразие настроений, преображающееся раз за разом во что-то абсолютно новое. Спасибо за то, что напомнил о воодушевляющей изящной красоте неспешного созерцания. Спасибо тебе, дорогой Ричард, что вернул мне волшебство.
Inoy (@VlasovAnton)
10/10 за рецуху, 10/10 за альбом
Дима Горячев
Альбом Бомба) Рецензия Бомба)
dabl
Настоящий IDM, я уже думал он умер. Но Ричи не согласен, спасибо ему!)
Коля
Ну ничего, зато у нас остался Nnamdi Ogbonnaya
I Ain't No Tourist
Он тут Грэмми выиграл с этим альбомом. :3
artmind
Я посто слушаю музыку, ни понимаю вообще как ее создают, многое из прочитаного вообще не понял. Считаю, что Syro описать словами невозможно.
artmind
Читал что ОН назвал свой альбом Syro самым попсовым..
Слушаю его другие альбомы, они примитивны и попсовы..
Кажется он комплексует просто перед Грэмми), да и для Грэмми кажется не свойственно выделять такие работы.. странно все как то)