Clark — Clark

Наша оценка

Для каждого альбома Кристофера Кларка у нас была своя метафора: Totems Flare был о золотой рыбке, плавающей в вылизанном любящими хозяевами аквариуме, старающейся разбить своими хлипкими плавниками границы дозволенности, неизменно проигрывая аксиоме «рыба неизбежно дохнет в толстой стеклянной клетке»; Iradelphic рассказывал об уставшем музыканте, решившим обратить свой оскорбленный серыми пыльными стенами городской застройки взор на чистоту и простую гениальность Матери Природы, ничего страшного, если для этого придется записать альбом Bibio, на который сам Уилкинсон уже не способен. Для одноименного Clark ничего придумать не получилось, и это первый случай, когда моя лень получила дорогостоящего адвоката и сильную линию защиты – виновным признали не куцее воображение, помноженное на вялотекущую негу выходных дней, а предложенный музыкальный материал, не способный должным образом простимулировать пытливый ум. Как ехидно уточнила моя знакомая, «если бы артист и альбом получили название CLAARK, то вопросов о скудности не возникло».

Злую шутку сыграл выпускающий лейбл Warp, употребивший во время анонса седьмого альбома Кларкуши слова «техно» и «рэйв» в опасной близости друг от друга, что невольно дарует несколько поводов для обсуждения: а) знает ли Warp значение указанных слов? б) конечно знает, зачем же вводит людей в заблуждение? в) неужели, чтобы продать потенциально слабый альбом, для которого даже у издательства не нашлось подходящих сравнений, кроме как заигрывающих с примитивными инстинктами, требующих танцев и веселья? Clark рассматривает танцевальные конструкции в качестве связующего материала, тем не менее, делает их скучными и однообразными, будто просеивая любой намек на дорогостоящую лощеность – чего доброго, попадет еще в топ 100 лучших диджеев мира, придется делать ремиксы на Тейлор Свифт. Кларк и раньше выдавал зубодробительные прямолинейные боевики, заставлявшие пуститься в пляс скромников и, простите, безногих, как, скажем «Growls Garden» и «Volcan Veins», но никто не делал на этом акцент — веселье считалось само собой разумеющимся. Все концентрировались на умении Кристофера подать звук, запустить щадящий смерч настроений и полиритмичности, а не затопить в бушующем синтетическом океане дорогостоящий стерилизованный лайнер с тоскующими удрученными пассажирами в ночных платьях и смокингах.

Я понимаю, что после прошлогоднего чуть ли не испепеленного радиацией тонн аппаратуры фосфорного шоу, начавшегося после сингла «Superscope», Кристофер Кларк предпочел писать музыку для танцполов, но в «домашних» условиях (читай – везде, где нет алкоголя, киловатт звука и открытых площадей для поскакушек и размахивания руками) Clark кажется абсолютно проходным. Он обладает запоминающимися элементами, что грешно лишний раз упоминать в рецензии на музыкальный материал композитора Кристофера Кларка, которые, однако, не получают должного развития. Большинство композиций остаются в голове первыми секундами, избегающими долгих вступлений, парой громких деталей, выбивающихся из общей сонливости, и резкой сменой повествования в пределах одного трека, будто в какой-то момент Крис стремительно теряет интерес к работе, резко ее прекращая; все кашеобразное наполнение между перечисленным звучит совершенно невыразительно, пресно и плоско — загубленная основная линия «The Grit In the Pearl» и расхлябанная концовка «Beacon» являются подтверждением этой мысли.

Легко споткнуться на «Unfurla», которая гудит, кряхтит, позевывает, проседает, чуть ли не падает в обморок от истощения, чтобы спустя четыре минуты и пятнадцать секунд зычным залпом превратиться в расцвеченный хаус. Следующая за ней зарисовка «Strength Through Fragility» целиком состоит из нескольких прилипчивых нот, которые безжалостно задушены в абстрактном мареве, не получив достойного послесловия. Монотонная бубнящая «Sodium Trimmers» две минуты выдавала себя за шелестящий брак индустриального производства лейбла Avian, чтобы впоследствии получить электрический заряд инертной жизнедеятельности. Все эти единичные претензии можно предъявить и к наиболее яркой «Banjo», заигравшейся с желанием стать «не такой как все», итогом чего явились нелицеприятное самопоедание и ворох пиликающих маячков, ведущих в никуда (а если быть точным, то в бездарную замерзшую «Snowbird», которая в любую секунду могла вспорхнуть гениальностью «Imodium» The Gasman, но рухнула оземь горсткой пепла). Вы очнетесь и взбодритесь на «Silvered Iris», которая принципиально не меняется во время всего хронометража, что кажется крайне удачным и вызывает некую разновидность благодарности, именно эта работа наиболее подходит для всего современного пути музыканта, заключающегося в развлечении слушателей.

Казалось, почему у музыканта Кларка, на альбоме Clark, нет одноименного трека, чтобы совсем увековечить свой эгоцентризм? Где-то на середине «There’s a Distance In You», возвращающейся к неприятной аналогии с молящим о пощаде кораблем, можно предположить, что весь полноформатник является одним 47-минутным треком, который не выбивается из общей канвы: запоминающееся начало, яркие эпизодичные вкрапления, напоминающие скорее удачу, нежели задумку, смещение акцентов в пользу пространственности и романтизированной прохладной аморфности ближе к концу, и хлипкая наводненная сердцевина, пролетающая мимо слуха, отрицая любое усилие внимания.

Создается впечатление, что нет в российском сегменте Интернета больших поклонников творчества Кристофера Кларка (которого мы и далее будем ласково называть «Кларкушей»), одинаково тепло принимающих Body Riddle и Iradelphic, отрицающих Totems Flare и считающих Fantasm Planes ненужной главой летописи. Мне до дрожи в коленках хотелось от Clark чего-то иного, более душевного и открытого, менее затхлого и заунывного, где вместо контрастной и легко прощупываемой концепции, на меня свалилась осязаемая скука вкупе с рассредоточенным восприятием. Тот самый случай, когда ты не воспринимаешь альбом в качестве целостной единицы, предпочитая парочку особо удачных треков, но поскольку твоя требовательность к упорядоченности не позволит поступиться принципами, ты лучше пожертвуешь всем релизом, чем оставишь в плеере несколько работ под одной безликой обложкой.

3 комментария

  • Ответить Ноябрь 15, 2014

    Даня

    Ну и ахинея

  • Ответить Декабрь 9, 2014

    Алексей

    Альбом может и не целостный, но как-то у автора бомбануло. Например, мне очень нравится «Snowbird» и «The Grit In the Pearl». Расписывать, словно это провал-провалов, как минимум неуважение к Кларку. Точно ли автор вообще знает, чего он хотел получить от альбома Кларка или, может, он просто устал от такого типа музыки.

  • Ответить Июль 21, 2017

    Sergio318

    Вместе с death peak лучшие альбомы Кларка. Winter linn, banjo, snowbird, the girl…….Супер супер супер…. даже пожалуй лучше чем death peak. Меньше раздражающих треков, более ровный

Смелее! Скажи нам всё, что думаешь.