Björk — Vulnicura

Наша оценка

Во времена полного энциклопедических знаний Biophilia, который до сих пор воспринимается как некий арт-объект, нежели музыкальный альбом, Бьорк примерила роль человека науки, не хватало клише в виде белого халата, очков в роговой оправе и стянутых в пучок волос. Исландская Дива будто получила в подарок набор юного ученого и повсюду таскала с собой микроскоп, рассматривая кристаллы и бактерии, могла часами рассуждать о тектонических плитах, фазах Луны и необходимости образования в целом. Теперь, на Vulnicura, Бьорк превратилась в человека веры, эмоционального, живущего в ожидании неизбежности, сломленного и одновременно ищущего исцеления – именно этому посвящены девять песен альбома о разбитом сердце, расположенных в хронологическом порядке, словно летопись того, как все пошло не так. Только в гигантской вселенной гения певицы разрыв отношений с мужем напоминает взрыв, оставивший рану-кратер в груди, которую можно заметить на обложке Vulnicura, тем не менее, Бьорк превратила «катастрофу» во вспышку сверхновой, а имеющийся микроскоп увеличила до огромных размеров, положив на приборное стекло не только ошметки сердца, но и сама свернулась на нем калачиком, но не как творческая единица, а будучи женщиной, женой и матерью – исследуйте, если хватит смелости.

Можно жить во тьме, лелея собственные неудачи и взращивая из семян прошлых обид, поражений и озлобленности грузные плоды отрицания факта человеческого существа, но Бьорк взяла за руку и вывела на свет, от которого в первую очередь разболелись глаза, но после привыкания приходит осознание – это безжизненное поле вокруг не что иное, как отправная точка в начале большого и, безусловно, изнурительно пути прочь. Vulnicura источает положительные эмоции, которыми хочется питаться, омывать ими душу, укрываться ими и безмятежно засыпать – довольно странно, с учетом обстоятельств при которых он был записан. Со слов певицы, работа над этим альбомом была самой веселой и приятной из всех, несмотря на наиболее трагичную тематику песен, и благодарить за это стоит венесуэльца Arca, знающего песни Бьорк, как она сказала, лучше самой Бьорк. Именно контраст максимального веселья и всеобъемлющей печали уравновесили Vulnicura, не позволяя ему скатиться в пучину мрачности или превратиться в расцвеченный балаган.

Бьорк вернулась к традиционному песенному формату, не ставя во главу угла какую-либо концепцию, от чего альбом был записан в очень короткие сроки; как призналась сама певица, она никогда ранее не писала такие тексты, они подростковые, очень простые и придуманы слишком быстро, что, однако, не помешало ей в последующем потратить уйму времени на то, чтобы сделать их правильными. Ко всему прочему, в Vulnicura слышны отголоски прошлых работ Бьорк: натянутость и, на первый взгляд, хрупкая минималистичность нерва Vespertine окутана насыщенной величественностью струнных, которые не звучали так красиво со времен Homogenic — в меру пафосно и полностью лишенные приторности, сводящей зубы в худших моментах прошлого альбома.

Бьорк, как та Мадонна – она неизменно привлекает к себе внимание, с ней хотят, и будут, сотрудничать все главные умы, и подверглась равноценному удару со стороны нетерпеливой современной индустрии, только в сложившейся ситуации с утечкой песен Бьорк не стала сыпать обвинениями в терроризме, а гордо подняла голову и перенесла официальный релиз альбома на два месяца раньше. И если продолжать проводить параллели с так называемой «королевой» поп-сцены, Бьорк как никто другой заслуживает коронации, но ее народом будут выброшенные из парадных входов, завтракающие у пыльной обочины, опускающиеся ниже радаров, предусмотрительно молчащие, но умеющие вовремя закричать, дабы их услышали. Она правит неистовством благородного абстракционизма, разрешающего посадить себя на поводок, она высекает из архаичности красивые статуи, доступные взору простолюдинов, а доходчивость разносит в щепки, нанизывая множество смыслов и образов, которые воображение примеряет на себя.

Девятый полноформатный альбом, смысл названия которого можно искать в латыни или читать задом наперед, звучит как современная классика и способен побороться за первенство в симпатиях. Это альбом не про то, как пережить расставание или вырастить себе новое сердце, но о том, как встать с кровати и сделать хотя бы один шаг, стоящий порой титанических усилий. Обладая нескромных хронометражем отдельных деталей, подстраиваясь в унисон с умиротворенным сердечным ритмом в «Stonemilker», награждая одухотворенной улыбкой в «Lionsong», сковыривая захоронения старых чувств в «Black Lake», маршируя праведной миссией «Notget», зажигая и заставляя небрежно гаснуть искры в «Mouth Mantra» или отправляя вальсировать с невидимым партнером в «Atom Dance» Vulnicura задает всего один вопрос – что есть любовь? Станет ли она могилой для твоих сломанных костей или защитит от всех невзгод, дарует ли ясность или утопит под толщей нескончаемых слез? Именно выбор – это то, чем Бьорк перестала нас баловать три альбома назад, но изящно вернула ценой собственной покореженной плоти и бесконечно сияющего таланта.

Смелее! Будь первым, напиши комментарий.