Massive Attack — Ritual Spirit EP

Наша оценка

Massive Attack соблюдают идеальное равновесие между открытостью и затворничеством, но одно остается неизменным — стоит дать намек, как заинтересованные (и мы в том числе) молниеносно вовлекаются в очередной виток поиска правды. Группе нет нужды тратиться на услуги рекламного агентства, за них все сделают преданные поклонники. Люди отслеживают их перемещения в туре и записывают новые исполненные живьем треки, в свою очередь Роберт Дель Найа продолжает радовать (и это не простой стандартный комплимент, а констатация факта) слушателей своими пусть редкими, но попадающими в сердце и душу ремиксами и подначивает игроделов, предоставляя звуковое сопровождение. Тем временем, пролетели шесть лет с момента выхода прошлого полноформатного релиза Heligoland, который сломал в спешке подъятые копья и теперь воспринимается как нечто родное и близкое. Людские нервы натянуты до предела и, кажется, издают звон, выплескиваемое за края терпение переполнило метафоричную чашу, все затаили дыхание в ожидании. В инстаграме Роберта появилась фотография с изображением чего-то, напоминающего обложку релиза, с названиями треков и указанием принимавших участие в записи музыкантов (за несколько недель до этого опубликован тот же фрагмент, потому все сделали вывод о конверте виниловой пластинки). Вскоре все новостные сайты раструбили о приложении Fantom для iOS, оформленном в общей эстетике бристольцев и с отрывками четырех новых треков (названия соответствовали посту в инстаграме). Полные оригинальные композиции прослушать не представлялось возможным, однако, любой желающий мог сделать ремикс на основе предложенных сэмплов посредством махинаций с пульсом, геопозицией, передвижением и уровнем освещенности. Сеть наводнили слухи о релизе в пятницу, который так и не состоялся, никакого официального анонса и разъяснений не последовало, но никому не известный голландский сайт по ошибке начал продавать ипишку Ritual Spirit, чем и воспользовалось российское фан-сообщество. Они купили, послушали и написали официальным представителям Massive Attack, после чего ссылка на продажу релиза оказалась недоступной. Предварительно успели похвастаться покупкой, умудрившись привлечь уйму попрошаек, чьи сообщения варьировались от традиционного плача ярославны, до обид и угроз. Тем не менее, по прошествии бессонных выходных, ежечасной проверки сети на наличие появления новой информации, четырехтрековая ипишка протиснулась сквозь невежество и барьеры, добравшись до нашего слуха, и сделала это с гордо поднятой головой, вышибив двери ногой, как зверь, даже помыслы о приручении которого являются преступлением библейского масштаба.

Непривычно быстрая для выстроенной коллективом вселенной «Dead Editors», ранее представленная в рамках совместного с Томом Йорком саундтрека к документальному фильму об уклонении от уплаты налогов The UK Gold, преобразилась при помощи убедительного плотного вокала Родни «Roots Manuva» Смита. Пульсирующее живучее создание, заманивающее басовитыми позывными в ночи к себе в логово, врезающееся в память атональными психоделичными завихрениями, могло бы пошатнуть престол и легким движением мизинца сбросить корону с деятелей независимой британской сцены — случись оно в 2007 году, обрело бы пресмыкающихся в лице стоящих на передовице и некогда определяющих эталон Loefah и Mala.

Печаль как предчувствие, как часть ритуала, возведенная в абсолют и усиленная отчаявшимся вокалом Azekel, пронизывает заглавную композицию «Ritual Spirit», обладающую той самой незримой силой, позволяющей причислять Massive Attack к пантеону живых классиков. Струны призывают склонить голову и покориться, барабаны зовут на эшафот, голоса окутывают липким холодным туманом, хлопки растягивают последние секунды извивающейся лентой, завершенной петлей, мягко опущенной на плечи. С первых звуков становится понятно – перед нами веха в новейшей истории, песня, достойная титров крупномасштабной киноленты, многочасового звучания на радиоволнах и сопровождения израненных душ, бредущих домой под кажущихся нескончаемым снегопадом или дождем.

Записанная совместно с Young Fathers «Voodoo In My Blood» взяла лучшее от сотрудничества – терпкие нотки этники для перкуссии и некую праведную озлобленность в построении мелодии, плавно развивающейся на протяжении всего хронометража. Песня, подходящая для планирования кровной мести и решительных крайних мер, когда нет смысла уповать исключительно на человеческий фактор, пришло время обратиться к миру духов и просить если не помощи, то хотя бы благословения. Мелодия вводит в транс, вокал чеканит заклинание, помогая плоти перейти к невидимым созданиям во временное пользование – древняя магия творится посреди индустриального мегаполиса, где информация травит не хуже яда, а облигации вполне оправданная причина развязать войну.

Грандиозная «Take It There» возвестила о возвращении Трики, работавшего с группой в далеком 1991 году над дебютным альбомом Blue Lines, но кажется, будто нет империй и признания, две творческие единицы слились в единое целое. Мистический потусторонний голос Эдриана контрастирует с артистически надменной и вроде бы безразличной декламацией Роберта, в то время, пока ниспадающие клавиши стекают по стенам, просачиваясь в щели и трещины. Драматизм с привкусом и цветом пепла, разрастается до треска в ребрах, элегантно изъясняется, прячется легким жжением в уголках глаз, дабы затем разбитыми вещами, осыпавшейся штукатуркой, взаимными обвинениями и расставанием на веки вечные, рухнуть в шумные подземные воды и убраться прочь течением.

После двух часов совместной работы, Трики сказал Роберту следующее: «Слушай, всем похуй на Massive Attack… Это другое поколение, им нет дела до нас». Ritual Spirit возвращает нас к временам, когда музыкальные критики безуспешно пытались навесить ярлык «трип-хоп» и продать подороже все, что гипнотически звучит и изящно струится, когда обсуждение новостей было чем-то из общества белых воротничков, коим ты сейчас являешься, когда болезни сердца лечились одним уколом, но как выяснилось только в сериалах, когда сигареты на подоконнике, лица в облаках и подсчет звезд не опошлились окончательно, а Хорас Энди как зачарованный твердил «люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя…». Четыре потрясающих трека, несмотря на свою минорную сущность, способные пробудить самое лучшее в каждом из нас, отправляя к давно забытым трепетным ощущениям от прослушивания величественной музыки впервые или щедро одаривая и формируя пристрастия тех, кто только вступил на большой путь.

2 комментария

  • Ответить Январь 28, 2016

    voteforkoopa

    Лучшее, что случалось со мной с 2010 года.

  • Ответить Февраль 18, 2016

    light_my_fire

    Если бы не последний трек, то это говно было бы совсем беспросветным. Остаётся надеяться что он оказался последним с намёком что на лонгплее будет больше хороших песен, а не по чистой случайности.

Смелее! Скажи нам всё, что думаешь.