Russell Haswell — As Sure As Night Follows Day

Наша оценка

Если взглянуть мельком на послужной список обделённого вниманием, но безгранично уважаемого коллегами по цеху техно-ремесленика Рассела Хасуэлла, каталог выпущенных пластинок и выступлений с набившими оскомину физиономиями, то рано или поздно приходит понимание, что истинная роль Рассела в становлении многих артистов Warp и Diagonal навсегда останется неизвестной. Не удивлюсь, если окажется, что он сочинил за Autechre, Aphex Twin или Cabaret Voltaire парочку всем известных «хитов». Несмотря на громадный пласт как сольного, так и группового творчества, не будет преувеличением заявить, что As Sure As Night Follows Day — его opus magnum, определяющий главные принципы Хасуэлла и электронной музыки вообще: стандарты для слабаков, давайте крутить ручки модулей 2 часа и посмотрим, что получится.

Если соскучились по старому, но не забытому чувству непонимания и непредсказуемости того, что ждёт за поворотом, когда после плотных спазмов драм-машины врасплох застигает масштабный залп из искрящихся нойзовых пулемётов — поздравляем, вы нашли потерянного родственника, даже агенты программы «Жди Меня» и Андрей Малахов не смогли бы справиться лучше. Последний альбом Рассела словно аудио-отражение его собственного противоречивого характера — этакий эксцентричный дядя с взрывным нравом, граничащим с биполярным расстройством и километровой коллекцией косух. Ещё пару минут назад он выстукивал ложкой фразу «Мне здесь скучно» на азбуке Морзе, сейчас незаметно подлил внуку в чай самогон, чтобы дитя наконец повеселело, а уже завтра грозится устроить забастовку с друзьями по фабрике, чтобы добиться завоза новых станков.

Альбом способен развернуть в воображении целые полотна из рек крови, разорванных конечностей, непрекращающегося рёва единиц военной техники и захлёбывающихся от собственного величия воплей солдат-победителей. В «Wholly Unaware» слышится перезарядка и тихие методичные выстрелы из снайперской винтовки. «Improvisation #1» — запись с тренировки армейского барабанного оркестра в связи с заочной неотвратимой победой. Наступление вражеского арьергарда «Gas Attack», состоящего сплошь из умственно обеднённых и бесконечно уверенных в себе гражданских, все знают, что такое сочетание рождает самых опасных и трудных для повиновения воле противника солдат. «Interlude» — некий саундтрек наступившей после контузии мигрени, «Drive (Minimal)» как идеальное звукоописание хромого и находящегося при смерти военачальника, который не успокоится перед кончиной пока не убьёт хотя бы ещё одного врага, желательно главнокомандующего.

Несмотря на пространный ярлык «extreme computer music» от выпускающего издательства, данная работа не обделена провисами «Oblique Axis, Champagne Walk, In The Air Today», но даже они, выстроившись в единую хронометражную плоскость, несут сюжетную нагрузку в общем повествовании. «Let’s Go» фиксирует момент встречи дэдлайна в расхлябанном состоянии, когда не в силах чувствовать ничего кроме вины и желания всё исправить в один миг, «Rave Splurge nO!se FM» рисует типичную сцену неаккуратного обращения с нитроглицерином и последующего мучительного ожидания быстрого исхода. В итоге, любой казалось бы лишний шорох, стрекотание кузнечиков и лязг гусениц танков выполняет роль смазочного масла и пороха, чтобы главные залпы из самодельного автомата Хасуэлла воспринимались не иначе как всепоражающая в радиусе сотен миль взрывная волна водородной бомбы, даже на фоне всепроникающего радиационного излучения от более именитых производителей.

Например «Hardwax Flashback», безоговорочно главный бриллиант альбома, с цирковой ловкостью жонглирует статичным прямым битом и техно-трюками Джеффа Миллза и остальных детройтских богатырей из летописей по эволюции электронной музыки. Словно маньяк пытается догнать жертву внутри клуба в самый пиковый момент DJ-сэта и сам рискует остаться растоптанным в клочья, «Confirmation Of Our Worst Fears» может похвастаться раскачивающимся и ежесекундно уплотняющимся басовым эхом, способным въесться в нервную систему и усугубить все накопившиеся страхи до библейских масштабов и неизбежной карой (может теперь ты подтянешь тело, допишешь трек, простишь бывшую [вставьте свой вариант]). «Extended Industry Knowledge (For Oscar)», если абстрагироваться от названия с депрессивным намёком, показывает насколько оживлённо и зажигательно ходячие микросхемы могут станцевать народный чикагский танец jacking. И завершающая глава, «nO!se Rave», рассказывает о безумном работнике шахты, решившем, после извещения об увольнении, выжать максимум из сложившейся ситуации и разбомбившем родные рудники. Тротиловые последствия чудом не задевают съёзжающую вниз вагонетку с героем, чьё лицо попутно украшает Улыбка Глазго и пустые отчаянные глаза.

В этом и заключается вся суть альбома — не столько про разрушение, революцию и рождение бесов внутри, сколько об освобождении от оков обязательств, о потаённых, но неусыпных чувствах, о желании действовать здесь и сейчас наперекор требованиям сверху погрузить себя в рутину сиюминутных забот. Сам Рассел Хасуэлл рано осознал, что из него никогда не выйдет общепринятого (читай – нормального) члена общества. Теперь — выбор за слушателем, каждый в уединении должен определиться в своём векторе действительности, сколько кнутов и пряников ему преподнесут на тарелочке непредсказуемой жизни.

1 Comment

  • Ответить Февраль 21, 2016

    reej

    Вот хер где его купишь, проблема такая. Я имею ввиду всю дискографию.

Смелее! Скажи нам всё, что думаешь.