Интервью: Роли Портер

Роли Портер из промозглого и далекого Бристоля, давно известный всем нам по своей работе в великолепном дуэте Vex’d, успешным и востребованным сольным творчеством, размалывающим кости в прах сильным и мощным нойзом, и не совсем вразумительными экспериментами, вроде работы над релизом от Kuedo, впервые пожалует в Россию. Смелый британский экспериментатор и, как оказалось, немножко гик, выступит со своим новым альбомом Third Law, открывшим новые грани таланта музыканта и заслуженно обласканным нами в посвященной ему рецензии. Мы поговорили с Роли Портером о месте науки в его творчестве, смыслах, которые он вкладывает в свои альбомы, «Чужом», детях и чуть-чуть о политике. Немногословный, приятный и самый обыкновенный человек, создающий совсем не обычную музыку, – таким предстал перед нами композитор, который 18 марта в центре «Марс» разверзнет пучину из полумглы и образов.

Привет Роли, как твои дела?
Привет, ребята! Все в порядке.

Насколько я знаю, ты будешь впервые выступать в России. Ждешь ли чего-нибудь особенного от концерта, страны?
О, я думаю, что тут должно быть чертовски холодно! На самом деле, нет, никаких ожиданий, но я всегда хотел побывать в России, и слышал кучу всего хорошего о местной музыке и клубах.

Из чего ты черпаешь вдохновение для своей музыки? Научная фантастика, кино или какие-нибудь другие, необычные вещи?
Да нет, ничего необычного. Как-то раз я пытался записать музыку среди ночи, будучи вдребезги пьяным – все это закончилось не очень продуктивно. Сейчас мой творческий процесс стал куда более продолжительным и обдуманным. Я строю повествование для каждого из альбомов, а после пытаюсь найти место для любого звука, прозвучавшего в нем. Визуализация музыки помогает мне с легкостью подойти к сооружению ее композиции.

Твои работы всегда полнятся отсылками к разным научным или около фантастическим темам. Это просто одно из твоих увлечений или наука играет важную роль в твоем творчестве?
Я читаю огромное количество научных трудов и научной фантастики – для меня это целый кладезь вдохновения, помогающего мне генерировать новые музыкальные идеи. Я хотел сосредоточиться на понятии и идее «масштаба», поэтому и выбрал звезду, как центрального персонажа своего предыдущего альбома — Life Cycle Of A Massive Star. А вот Third Law, основан на идеях движения тела сквозь космическое пространство, и своеобразном сильном ритмическом элементе, порождаемом этим движением.

Кто повлиял на твое творчество? Что тебе нравилось слушать в детстве?
Когда я был ребенком, мне очень нравилось слушать блюз, и эта страсть до сих пор меня не покинула. Подростком я с головой погрузился в море джангла. Если говорить о моих вкусах на данный момент, пожалуй, я отдам предпочтение дабу, но большая часть того, что я слушаю сейчас – это классическая музыка. Я достаточно редко, и мало, слушаю современную электронику, чтобы оградить свое творчество от малейшего влияния других музыкантов.

Роли, если бы ты мог создавать музыку не из звуков, а из предметов или чувств, абсолютно любых, каким бы был твой набор для творчества?
Мои набор включает в себя ровно одну вещь – Землю. Моя жизнь переполнена шумом, и это научило меня по-настоящему ценить натуральные звуки, и, что пришло только с возрастом – тишину. Я обожаю находить долгие и необыкновенные природные ревербаторы (reverbators – отражающиеся звуки, четкого перевода у слова нет). Я хотел бы услышать звук землетрясения или сползающей лавины. Я хотел бы смочь услышать абсолютную тишину, хотя звон в ушах будет непреодолимой проблемой.

Довольно наивный вопрос, но не можем ли мы надеяться услышать немного новой музыки от тебя, как части Vex’d?
Вряд ли в ближайшее время, но надежды у меня все еще есть…

Ты знаком с современной российской экспериментальной или электронной сценой? Тебе было бы интересно поработать с местными музыкантами?
То, что мы тут, в Великобритании, целиком и полностью сфокусированы только на британских исполнителях – одно из самых горьких разочарований в моей жизни. Каждая попадавшаяся мне в руки запись, не из Америки или Великобритании, была жутко интересной! Я думаю, что мне пора выходить за барьеры собственного восприятия, и начинать встречаться и работать с людьми, живущими за границами моего маленького мирка.

Ты не хотел бы снять собственный фильм? С какими режиссерами хотел бы поработать?
Я снял парочку, и да, если бы у меня была возможность, я с радостью занялся этим еще. С какими режиссерами?.. С любым, кто хочет снимать новое, смелое, экспериментальное кино. Или просто дайте мне снять новую часть «Чужого»!

Представь, что тебе предложили написать саундтрек к твоей любимой книге. Какую бы книгу ты озвучил? Какой бы была музыка?
Однозначно это была бы книга Олафа Стаплдона – «Создатель Звезд». Масштабы воображения этого человека несравнимы ни с чем. Не думаю, что можно снять хороший фильм по этой книжке, но я бы с радостью написал к ней саундтрек. Interstellar choral noise music!

Роли, кроме музыки, чем ты занимаешь себя в свободное время?
У меня маленькие дети, все свободное время я провожу с ними. Мы гуляем на улице, в лесу или у холмов, просто проводим время вместе.

Какова самая странная вещь, которую ты можешь рассказать о себе?
Никакая – я самый обычный человек. Я предпочитаю разделять себя как личность в повседневной жизни, и в музыке. Когда я слушаю чью-то музыку, я пытаюсь погрузиться в нее целиком, и переместиться в то место, где она звучит, но чем больше я знаю о человеке, который ее исполняет – тем труднее мне «отделиться». Моя музыка – это самостоятельная сущность. Чаще всего, я даже не помню, как я ее написал.

И последний вопрос: «Если бы ты мог что-то изменить в своей жизни, что бы это было?»
Я бы хотел отделить себя, свою семью и друзей, от любого проявления государства, ничего не зная о политике и войнах. Просто спокойно жить, где-нибудь в горах.

И на прощание, пожалуйста, скажи пару мудрых слов нашим читателям.
Ребята, подарите мне то, чего я до сих пор не слышал. Что угодно – шум, лязг металла, рев вашего голоса или электронику, я буду рад всему.

Слова и перевод: Лера Архипова, Коля Чуйко.

Смелее! Будь первым, напиши комментарий.