Jameszoo — Fool

Наша оценка

Компания Brainfeeder где-то год назад смогла понять, что можно ухватить дополнительный хайп вместе с 10 сольдо от каждого европейского буратино путём резкой пропаганды и развития корневого звучания главаря конторы. Хип-хоп? Да нет, ему здесь всегда было место. Глитч? Частый гость на лейбле, но бурных оваций ни разу не срывал. Вонки? Здрастье, сейчас каждый второй альбом можно обозвать этим словом. Неужели джаз? О да, именно он, стоит только вспомнить имена родственников Стиви Эллисона.

И началось просвещение малолеток не просто так, а с целого тройного сборника джемов Камаси Вашингтона, который стал самым кассовым джазовым релизом за 2015 год. Но это не отменяет факта, что его можно назвать хоть солянкой, хоть вязанкой джемов, но никак не альбомом. Все оценившие старания бэнда американца из свыше 10 человек либо побывали на его живом шоу, где свет и басс компенсируют многое, либо слушают музыку только на самой дорогой аппаратуре. Но мне, обладателю белых Филлипсов за 400 рублей, было очень сложно въехать во всё псевдо-великолепие этой записи, выхолощенной на стадии мастеринга, но придуманной даже без намёка на старание. Дальше последовал миньон с хитами от Thundercat, разошедшийся по всем стеночкам и пабликам ценителей тонкого, у которого была серьёзная проблема, применяемая к половине участников шоу «Танцы» — при максимуме технического владения инструментами, во время звучания голоса Стивена Брунера (ещё один Стив?) не покидало ощущение, что гитарист поёт исключительно с каменным лицом. Футворк-обработка пошлейших джазовых и соул приёмов от DJ Paypal заставляет задуматься, насколько далеко могут зайти амбиции людей из PC Music (наличие в титрах имени Tielsie из необъятной когорты выдуманных личностей карамельного мирка — уже первый звоночек). А союз Daedelus’а и группы Kneebody оказался очень неплох, кроме одного — в нём нет ничего нового, т.е. пресс-релиз нагло соврал. К счастью, в начале апреля на самых ортодоксальных (читай — излишне креативных) джазовых сайтах появилось интригующее объявление-спам для любителей что-то там бросать-кидать.

«Надоело пить и хочешь бросить? Замени свой любимый вискарь Jameson на безалкогольный аудио-нектар Jameszoo, сваренный на каучуковой стружке фанк-маньяка Siriusmo [James+Zoo? Sirius+Mo? Мой внутренний Дмитрий Киселёв уже хочет что-то вякнуть…], с обжаренным на тёплом лос-анджелесском солнышке солодом от Flying Lotus».

Да-да, Fool доверху пропитан солнцем и пением птиц, и не только из-за вступительного щебетания на половине треков, в самых насыщенных фрагментах хочется радостно плескаться словно воробей в ручье, благодаря неожиданно удачному наслоению звуков синтезаторов, труб, гобота, стилпанов, колокольчиков и прочих гитарок. Я уже стал забывать, когда в XXI веке относительно-традиционный джаз (если такой существует в природе) звучал так понятно и доступно [для душевнобольных, хихи — прорвался внутренний Дмитрий Киселёв] где местами слышен гигантский перегруз деталями, а потом — такие пустоты, что Джеймс Блейк приступил к онанизму в ходе прочтения этой строки. Почти всё фанкует и свингует, радужно переливается семью (а не тремя, как обычно) нотами и стоит заслушаться, как 43 минуты уже закончились и тотчас требуешь добавки, хоть от кого-нибудь.

В отличие от вышеописанных альбомов, эксперименты голландца Митчела ван Динтера веют искренностью и свежестью одновременно (судите сами, русское подразделение магазина iTunes не стало ломать голову и охарактеризовало релиз простой строкой: «Жанры: Джаз, Музыка»). Парень сам признавался, что название альбома полностью отражает суть — как юноша дурачился в студии с разными людьми, переиначивая под себя каноны чёрной музыки, но не отвергая их. Так Камаси тоже в основном валял дурака, в чём проблема? А в том, что его музыка подаётся на слишком сложных щщах, джазмену-с-картинки почему-то стало не под силу придать ей хоть какую-то форму и структуру. Стоит вспомнить дальнего родственника FlyLo, Джона Колтрейна (на которого сам Вашингтон когда-то работал), не чурающегося канонов поп-музыки в построении и развитии композиции, умудряясь при этом оставлять красоту жанра нетронутой, никогда не позволявшего другим превращать свою работу в Дискотеку 80-х, в отличие от Брунера (яркий пример мастерства Колтрейна — Love Supreme, хотя бы).

Хотя в полноформатнике можно найти проходные треки, звучащие словно черновики из фильма «Birdman», их лучше не проматывать, чтобы главные звёзды вечера не воспринимались вторично. Ведь так приятно устроить утреннюю воскресную прогулку под «Flake», слегка пританцовывать под неназойливый фанки-хук из «Flu», на протяжении которого кажется вот-вот ворвется расслабленное мурлыканье Снуп Догга, перемещаться центру города в ожидании назначенной встречи вместе с «The Zoo», понтоваться гидравликой перед лузерами из консерватории или освоить игру на невидимом органе из «Meat», попрощаться с лучшим другом, не забыв одарить его дружеским пенделем под звуки «Teeth».

Митчелл ван Динтер прекрасно заявил о себе во весь голос посредством большого дебюта и, будем верить, запомниться не только аудиофилам, но и посетителям многочисленных джазовых фестивалей. Если раньше музыку ДжеймсаЗоопарк было принято сравнивать с коллегами по новому пристанищу, Пикселордом (не знаю, радоваться или нет) и даже с Принцем во время творческой агонии, то сейчас она обновила прошивку и поменяла друзей «из жалости» на слегка пафосных не самопровозглашенных лордов, которым так охота соответствовать.

Смелее! Будь первым, напиши комментарий.