Nicolas Jaar — Sirens

Наша оценка

Полтора года назад я написал, что «очень горд тем фактом, что мне посчастливилось жить в одно время с таким талантливым музыкантом» и с выходом Sirens мне начинает казаться, что я немного перегнул с фамильярностью, поскольку «талантливый музыкант» это наименьшее из определений, которыми можно наградить столь выдающегося композитора.

Николаса Жаара хочется ненавидеть всеми фибрами своей души, ругать и находить уйму минусов, отвергая очевидные плюсы. Но после этого приходит осознание, что вся нелюбовь к музыканту заключается лишь в том, что он молод, красив, умен, талантлив и перманентно классный. Если наша Лера в свои 26 лет на отшибе Питера картошку жарит, то Жаар в этом возрасте добился статуса современного гения от экспериментальной музыки, от которого ничего не ждешь (и вряд ли есть смысл), но всегда обретаешь нечто большее, нежели еще один музыкальный шедевр. Ты всегда получаешь историю.

После выхода потрясающего дебютника Space Is Only Noise, собравшего в одном пространстве трогательные инструментальные партии, кристальной чистоты эмбиент, отголоски романсов и французского шансона, запутавшихся в паутине дип-хауса, Нико раздробил свои музыкальные предпочтения и равномерно распределил по множеству псевдонимов, которым нашлось место на ныне приостановившему еженедельную деятельность лейбле Other People. Darkside полновесно высказались по поводу ностальгии об ушедших временах, когда протяжные психоделические проигрыши были фундаментом композиции, а не навевали скуку и клонили в сон; к IVA отошло ироничное театрализованное песнопение с духом прокуренных кабацких посиделок; музыка A.A.L. (Against All Logic) пропитана страстью к созданию умного хауса, собранного из прямолинейного ритма, пыльцы диско-фей и вороха нестабильных сэмплов, пеплом рассыпающихся сквозь пальцы или взлетающих искрами к небу. Паспортным же данным Николаса досталось нечто совершенно иное, хранившееся годами внутри, обдуманное и выверенное до мелочей.

Sirens – это часть трилогии, вершина треугольника, ставшая чем-то вроде недостающего звена между ультра-модерновой серии Nymphs, которой одинаково рады на фестивалях, в престижных заведениях и домашних условиях при проведении ремонтных работ, и альтернативного саундтрека к арт-хаусу «Цвет граната» 1968 года, заигрывающего с полутонами, эхом, разнообразными отдаленными шумами, но вместе с тем отдельными моментами перехватывающим дыхание и цепляющим за все остатки живого. Со слов Николаса, Nymphs и Pomegranates очень личные и в некотором роде интимные записи, то изначально Sirens задумывался как нечто отдельное от личности музыканта, тем не менее, вкладывая душу в музыку ты найдешь в ней свое отражение, именно поэтому лучшие друзья Нико, услышав Sirens, сказали, что альбом звучит как он сам. Долгие вступления, характерные работам Nymphs, падают ниц пред величием инструментов, мирно покоящихся в тени долгие годы и стремящихся размять онемевшие мышцы, а заодно пересчитать кости тем, кто их потревожил, исчезая с поля брани и перевоплощаясь в кажущиеся хаотичными мазки красок, но приводящего к культурологическому экстазу Pomegranates

Политический подтекст в лирике и обложке за авторством отца Николаса Жара (как и в случае с Space Is Only Noise) соседствует с чистотой мелодии общей красотой происходящего внутри, изящно опадающим расплавленным голосом в «Wildflowers», собранностью, сковывающей «The Governor» от хаоса, которая в итоге срывается с цепей за счет духовых и опечаленных сим фактом клавишных, превращаясь в главную рокабилли поэму года «Three Sides of Nazareth» и заканчиваясь уставшим блюзом «History Lesson», под который так удобно сохранять спокойствие, иметь пустой желудок, пьяную голову, саднящее горло и снегопад в качестве дополнительного слоя одежды и мы знаем о чем говорим, именно так прошел весь наш год (не даром эта песня стала частью итогов 2016 года)

Sirens двигается от сложного к простому, напускает тумана, играет образами, оставляя маяк где-то на противоположном берегу, чтобы обрушиться на голову слушателя, увлечь в головокружительное приключение из точки «который день здесь» в «подальше отсюда». В этом альбоме нет ничего из того, что нравится вам в обычные дни, что звучит на радио и танцплощадках, что прилипает к языку и повторяется как мантра, однако Sirens мыслит другими категориями, играет на струнах души, о которых вы могли даже не догадываться, а счет чего оставляет чувство завершенности, упоения и радости, прикипая сразу к мировоззрению, не нарочно изменяя его. Новая классическая музыка от, простите, подрастающего поколения для таких же мятущихся умников, которым извечно нечего послушать, не в чем черпать вдохновение и эстетическую благодать, когда можно просто ничего не делать, а прослушивание музыки уже само по себе является возвышенным (если позволите, священным) занятием, как чтение книги или спасение человечества.

1 Comment

  • Ответить Январь 21, 2017

    Роман

    Спасибо за рецензию! Заказал альбом Sirens на виниле (носитель выбрал из-за широты динамической диапазона vs Cd), Radiohead на CD (японское издание).
    Что странно, только эти два альбома находят внутренний отклик. Искать музыку и найти созвучную — большая удача!

Смелее! Скажи нам всё, что думаешь.